Рецепт за пять минут
Кабинет выдачи льготных рецептов открыт в поликлинике № 7 (Октябрьский проспект, 45) на первом этаже в отделении профосмотров, чтобы его посетители не пересекались с больными. Время работы — с 8 утра до 8 вечера. Прием ведет фельдшер, но если он занят или приболел, его могут заменять терапевты. В день нашего визита пациентов принимала участковый терапевт Ксения Капралова.
Очереди у кабинета нет, посетители являются к назначенному времени и сразу заходят на прием.
— Основной поток пациентов идет с 8 до 15 часов. За это время ежедневно принимаем до 27 человек. Число рецептов у всех разное — в среднем от двух до шести. Это зависит от группы инвалидности, категории льготника, диагноза, количества назначений. Самое большое из того, что мы выписали в одни руки за последние две недели, — это 12 рецептов, — рассказала «Речи» Ксения Валерьевна. — Чаще всего приходят региональные льготники за рецептами на препараты при сахарном диабете, астме, гипертонии.
Удобство отдельного кабинета жители Зашекснинского района уже оценили. Например, пенсионер Анатолий потратил на получение рецептов не больше пяти минут:
— Мой участковый терапевт очень загружен, очередь к нему большая. Да и сейчас он на больничном. Я узнал в регистратуре, что можно выписать лекарства в 17-м кабинете. Вот, быстро и без очереди получил рецепты. У меня три препарата от гипертонии. Когда таблетки принимаю регулярно, чувствую себя нормально. Льготник я давно, с 2008 года.
Елена Анатольевна имеет право на льготу с 2018-го.
Тогда она перенесла полостную операцию на сердце и получила инвалидность. С тех пор ей постоянно нужно принимать жизненно важные лекарства. В начале она отказывалась от льготы в пользу компенсации, но убедилась, что бесплатно получать лекарства выгоднее.
— Об этом кабинете только вчера узнала от своего терапевта. Очень удобно приходить сюда за рецептом. Не надо записываться к терапевту, там очередь, не всегда сразу попадешь. А здесь пришла по записи, за пять минут меня обслужили, я все свои три рецепта получила, — поделилась мнением пенсионерка.
Записаться на прием в кабинет выдачи льготных рецептов в седьмой поликлинике можно через регистратуру или кол-центр. Такие кабинеты созданы, чтобы льготники могли как можно быстрее получить рецепт, минуя терапевтов. Это позволит разгрузить участковых врачей.
Что изменилось
Подобные кабинеты работали в некоторых поликлиниках Череповца, в том числе в Зашекснинском районе, и до приказа минздрава. Что изменилось?
— Наш опыт работы показал, что необходимо дать льготникам возможность получать рецепты здесь и сейчас. Поэтому несколько лет назад мы самостоятельно пришли к решению открыть такой кабинет на летний период, — рассказала «Речи» заместитель главврача Череповецкой городской поликлиники № 7 Татьяна Тяпайкина. — Многие из наших пациентов, имеющие льготное лекарственное обеспечение, уезжают летом на дачу, где не всегда есть связь. А лекарства им нужно принимать постоянно. Например, инсулины, препараты при астме, гипертонии. Если человек не примет вовремя лекарство, то последствия могут быть вплоть до инсулиновой комы, до смертельных случаев. И мы нашли возможности создать кабинет для пациентов именно с жизненно опасной ситуацией, чтобы они могли получить рецепт срочно, например, приехав на несколько часов в город с дачи. Конечно, при условии, что пациент находится в стабильном состоянии, ему не нужна консультация лечащего врача.
Но оказалось, что кабинет востребован не только летом. Например, в прошлом году он открылся в конце мая и продолжил работать осенью — по 2–3 часа в день.
— В начале года было принято решение на законодательном уровне, и нам уже вменили в обязанность иметь такой кабинет в поликлинике, причем в рамках полного рабочего дня, — поясняет Татьяна Александровна. — Но для нашей медицинской организации этого все равно недостаточно. Мы посчитали, что нам необходимо еще как минимум два таких кабинета, чтобы разгрузить участковых терапевтов, но пока есть сложности с персоналом, а с учетом специфики нашей медорганизации — еще и сложности с территорией.Действительно, льготников, прикрепленных к седьмой поликлинике, немало. Так, например, за декабрь здесь приняли около 1600 таких пациентов, выдали свыше 5200 льготных рецептов, при том, что большинство льготников продолжали ходить за рецептами к участковым врачам.
Что может фельдшер
Акцентируем внимание на важном нюансе. В кабинет выдачи льготных рецептов пациент приходит с уже назначенным лечением. То есть фельдшер, работающий в этом кабинете, не ставит диагноз и не назначает препараты. Но его полномочия позволяют ему в определенных случаях отказать в выдаче рецепта.
— В кабинете работает фельдшер доврачебного приема. Его задача — оценить состояние пациента и убедиться, что оно стабильное, чтобы выписать льготные лекарства для продолжения лечения. Он также может принимать решения по замене препаратов на аналоги, по корректировке дозы. Но он не лечащий врач и не знает про пациента всех нюансов, поэтому в отдельных случаях может отказать в выписке рецепта, обеспечив ближайшую явку пациента к лечащему врачу, — поясняет Татьяна Тяпайкина. — Но подобных решений, пока работает кабинет, у нас не было, так как люди с хроническими заболеваниями адекватно оценивают свое состояние и, если имеют какие-то жалобы, то сразу записываются к лечащему врачу или идут в кабинет неотложной помощи.
— Если человек с льготным рецептом пришел в аптеку, а там нужного препарата нет, что делать?
— Во-первых, фельдшер в кабинете выдачи льготных рецептов владеет информацией о наличии препаратов в ведомственной аптеке. Во-вторых, если лекарства нет в наличии, то он принимает решение, как поступить дальше с этим пациентом, чтобы не оставить его без лечения. Как вариант, направляет на консультацию к специалисту. В любом случае пациент не останется без лекарственного обеспечения.
Жанна Газзаева